Постмайданное образование
Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или ЗНО). Безусловно, на результаты сдачи тестирования не могли не отразиться события, которые в течение всего прошлого учебного года происходили в нашей стране. В частности, тесты не сдавали выпускники крымских школ, а также большая часть выпускников Донецкой и Луганской областей. А поскольку таблица перевода баллов в 200-балльную шкалу рассчитывается исходя из результатов всех участников тестирования, то такое существенное изменение «выборки» не могло не сказаться на результатах.
В предыдущих статьях мы познакомили Вас с нашими рейтингами лучших и объективных (а также худших и необъективных) школ Харькова по результатам сдачи ВНО-2013. с нашим рейтингом лучших и худших школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания.
Мы уже не первый год занимаемся составлением подобных рейтингов, и поэтому напрашивается вполне корректное желание – проанализировать, что же изменилось с результатами тестирования и средними баллами аттестатов в городе за последние несколько лет.
Этому анализу и посвящена завершающая статья нашего цикла о результатах тестирования – 2013 в Харькове.
Начнём с динамики изменений средних баллов по результатам ВНО по предметам за 2011 – 2013 года по Харькову, которая представлена на следующей диаграмме:
Основные выводы из полученных результатов следующие. Практически по всем предметам 2012 год получился «провальным». В 2013 году абитуриенты показали положительную динамику, однако по многим предметам так и не смогли выйти на уровень 2011 года.
Кроме сравнения среднего балла по ВНО по предметам, вполне логично отследить изменение среднего балла по городу в целом. На следующем графике представлены сравнительные динамики средних баллов по ВНО и аттестатов по Харькову в 2011-2013 годах:
Из данных графиков видно, что средние баллы по тестированию и аттестатов по городу, в целом, коррелируют, однако тенденция на увеличение разницы между этими показателями (пусть и небольшое) сохраняется (2,6 – 2011, 2,7 – 2012, 2,78 – 2013).
Теперь проанализируем динамику лучших и худших школ Харькова по результатам тестирования за последние 3 года.
Мы выбрали десять лучших школ (вначале школы ранжировались по количеству попаданий в наши ТОП-10, а при равенстве этого показателя, по наименьшей сумме занятых в рейтинге мест).
№ п/п | Школа | Район | Тип | Количество «попаданий» в «десятку» | Сумма мест | Средний балл за три года |
1 | ХФМЛ № 27 | Городская сеть | Лицей | 3 | 3 | 8,55 |
2 | № 169 | Дзержинский | Гимназия | 3 | 7 | 7,75 |
3 | АШ «Бойко» | Дзержинский | ООШ | 3 | 9 | 7,72 |
4 | № 6 | Дзержинский | Гимназия | 3 | 16 | 7,51 |
5 | № 45 | Дзержинский | ООШ | 3 | 20 | 7,42 |
6 | № 46 | Коминтерновский | Гимназия | 3 | 21 | 7,38 |
7-8 | Харьковский университетский лицей | Городская сеть | Лицей | 2 | 13 | 7,48* |
7-8 | № 173 | Коминтерновский | Лицей | 2 | 13 | 7,41 |
9 | № 47 | Дзержинский | Гимназия | 2 | 16 | 7,30 |
10 | Профессионал | Киевский | Лицей | 2 | 19 | 7,26 |
* - за два года (2012 и 2013)
Ниже представлена диаграмма с динамикой изменения среднего балла по ВНО данных школ за последние три года:
Как видим, школы показывают разную динамику: одни постепенно улучшают результаты, другие, наоборот, потихоньку «вываливаются» из ТОП-10 из-за ухудшения результатов.
Проведём аналогичные манипуляции для худших школ Харькова
№ п/п | Школа | Район | Тип | Количество «попаданий» в «десятку» | Сумма мест | Средний балл за три года |
1 | № 121 | Орджоникидзевский | ООШ | 2 | 2 | 3,98* |
2 | № 57 | Ленинский | ООШ | 2 | 8 | 4,53* |
3 | № 92 | Октябрьский | ООШ | 2 | 9 | 4,42* |
4 | № 7 | Червонозаводский | ООШ | 2 | 10 | 4,55* |
5 | № 117 | Дзержинский | ООШ | 2 | 18 | 4,82 |
6 | № 86 | Ленинский | Гимназия | 2 | 20 | 4,96 |
7 | № 73 | Фрунзенский | СШ | 1 | 1 | 5,07 |
8-10 | № 106 | Дзержинский | ООШ | 1 | 2 | 4,79 |
8-10 | № 130 | Октябрьский | ООШ | 1 | 2 | 5,02 |
8-10 | № 138 | Московский | ООШ | 1 | 2 | 5,13 |
* - за два года (2012 и 2013)
Ниже представлена диаграмма с динамикой изменения среднего балла по ВНО данных школ за последние три года:
Как видим, первые четыре школы просто не участвовали в рейтинге 2011 года (так как в тот год у них не было выпускников), однако умудрились и в 2012, и в 2013 оказаться среди худших. Некоторые школы попали в рейтинг в 2011, однако с тех пор существенно улучшили свои результаты. Вместе с тем не может не удручать наличие в списках худших школ одной гимназии (№ 86) и одной специализированной школы (№ 73).
Мы очень надеемся, что наши рейтинги станут хорошим подспорьем для всех, кому не безразлично образование в Украине.
Позаботьтесь о знаниях сегодня!
Полную версию статьи можно прочитать здесь.
В предыдущей статье мы познакомили Вас с нашим рейтингом лучших и худших школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания-2013. ВНО является одним из самых объективных и важных показателей работы школы.
Однако не менее интересным критерием работы школ, на наш взгляд, является их объективность при оценивании своих учеников. Несмотря на довольно сложное понятие объективности, мы уже не первый год оцениваем школы по такому показателю, как разница среднего балла аттестата и среднего балла по ВНО.
Полную версию статьи можно прочитать здесь.
К созданию любого рейтинга, особенно образовательного, стоит подходить весьма и весьма взвешенно. Например, популярная газета «Вести» уже составила свой рейтинг школ Харькова (посмотреть статью). Для этого журналисты выбрали 4 основных предмета (украинский язык и литература, математика, история Украины и английский язык), а затем ранжировали школы по каждому из этих предметов следующим образом: брался процент тех, кто не набрал 124 балла по предмету и процент тех, кто набрал от 173 до 200 баллов. В результате первый процент определял худшие школы, а второй – лучшие.