Постмайданное образование
Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или ЗНО). Безусловно, на результаты сдачи тестирования не могли не отразиться события, которые в течение всего прошлого учебного года происходили в нашей стране. В частности, тесты не сдавали выпускники крымских школ, а также большая часть выпускников Донецкой и Луганской областей. А поскольку таблица перевода баллов в 200-балльную шкалу рассчитывается исходя из результатов всех участников тестирования, то такое существенное изменение «выборки» не могло не сказаться на результатах.
Однако всеми правдами и неправдами тестирование было проведено, результаты получены, а, значит, можно снова попытаться понять, как обстоят дела с качеством преподавания в харьковских школах.
Как всегда, мы постарались подойти к составлению нашего рейтинга максимально аккуратно. Мы взяли данные УЦОКО и перевели 200-балльную шкалу в 12-балльную (при этом сделали это нелинейно, поскольку таблица перевода в 200-балльную шкалу также весьма и весьма нелинейная). Результату в 200 баллов, естественно, соответствовали 12 баллов в нашей шкале, а результатам от 100 до 123,5 баллов средняя оценка 2. Таблица перевода баллов представлена ниже:
100-123,5 |
124-135,5 |
136-150 |
150,5-161,5 |
162-172,5 |
173-183 |
183,5-190 |
190,5-195 |
195,5-199,5 |
200 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Чтобы понять логику именно такого перевода, посмотрим на шкалу перевода в 200-балльную систему, например, по математике за прошлый год. 5 баллов из 56 уже соответствовали 124 баллам в 200-балльной системе. 13 баллов – это уже 152,5 балла. 47 балла – 191 балл. Соответственно, получаем, что наша шкала в некотором смысле является даже «мягковатой», ведь 13 баллов из 54 – это приблизительно 25%, то есть 150 баллов должно соответствовать где-то 4 баллам. Конечно, по другим предметам таблицы перевода более строгие, да и некоторые задания достаточно сложны для выполнения учениками обычных (не специализированных) школ. Поэтому мы считаем, что наша таблица перевода вполне корректно переводит результаты тестирования по каждому предмету по каждой школе в 12-балльную шкалу.
Далее считался средний балл по каждой школе уже по всем предметам, а затем составлялась таблица с рейтингом школ.
В результате мы получаем следующую картину. Ниже представлены 10 лучших и 10 худших школ Харькова по результатам сдачи ВНО (ЗНО) – 2014.
Лучшие школы Харькова по результатам ВНО
2013/2014 учебный год
№ п/п |
Школа |
Район |
Тип школы |
Средний балл ВНО |
1 |
Городская сеть |
Лицей |
8,54 |
|
2 |
Дзержинский |
Гимназия |
7,87 |
|
3 |
Дзержинский |
Гимназия |
7,57 |
|
4 |
Дзержинский |
СШ |
7,56 |
|
5 |
Коминтерновский |
Гимназия |
7,42 |
|
6 |
Московский |
СШ |
7,4 |
|
7 |
Дзержинский |
Гимназия |
7,4 |
|
8 |
Дзержинский |
Гимназия |
7,4 |
|
9 |
Московский |
СШ |
7,31 |
|
10 |
Дзержинский |
Гимназия |
7,22 |
Если говорить о лучших школах города, то ситуация практически не изменилась с прошлого года. Первое место уже 4-ый год подряд уверенно удерживает Физико-математический лицей № 27. На втором месте снова 169 гимназия, а тройку лидеров замкнула 45 гимназия.
Из 10-ки вылетели «завсегдатаи» Университетский лицей и лицей № 173, а также школа при НУА и 23 гимназия. Вернулась на образовательный Олимп Харькова 47 гимназия, а ещё 3 места в десятке лучших школ по результатам ВНО заняли «новички» специализированные школы № 3 и № 156, а также гимназия № 116.
В целом, с лучшими школами всё более-менее прогнозируемо: «текучка» в верхней части рейтинга маленькая, происходят локальные изменения, которые, скорее всего, можно списать на случайные факторы: сильная или слабая параллель выпускается и т.д.
Отдельно отметим стабильность ХФМЛ № 27, который показывает стабильно высокие результаты, причём не только по физике и математике, и достаточно сильно отрывается от преследователей. Правда, в этом году результат несколько ниже прошлогоднего (8,54 против 8,68).
В следующих статьях мы проанализируем динамику школ Харькова за 4 года.
Худшие школы Харькова по результатам ВНО
2013-2014 учебный год
№ п/п |
Школа |
Район |
Тип школы |
Средний балл ВНО |
1 |
Фрунзенский |
ООШ |
4,28 |
|
2 |
Московский |
ООШ |
4,3 |
|
3 |
Октябрьский |
ООШ |
4,4 |
|
4 |
Лицей "Шаалавим" |
Коминтерновский |
ООШ |
4,42 |
5 |
Октябрьский |
ООШ |
4,43 |
|
6 |
Червонозаводский |
ООШ |
4,46 |
|
7 |
Московский |
ООШ |
4,61 |
|
8 |
Орджоникидзевский |
ООШ |
4,65 |
|
9 |
Октябрьский |
ООШ |
4,73 |
|
10 |
Коминтерновский |
ООШ |
4,81 |
Что касается худших школ, то здесь говорить про неожиданности тяжело (в следующих статьях мы сравним ТОПы наших рейтингов последних лет и сделаем соответствующие выводы).
Отметим, что сразу три школы попадают в наш список второй год подряд: 7, 92 и 127. Среди положительных тенденций можно отметить то, что в этот раз в худшие школы не попали специализированные школы и гимназии (такие случаи были), а также то, что «худший» результат в этом году (4,28) на 0,28 балла лучше, чем «худший» результат прошлого года (4,0).
В следующей статье мы поговорим о ТОП-10 школах с лучшими и худшими средними баллами аттестата, а также о ТОП-10 наиболее и наименее объективных школ (по разнице между средними баллами аттестатов и средними баллами ВНО).