Войти

Авторизация

Имя пользователя
Пароль *
Запомнить меня

- Какая разница? - Большая разница...

Предисловие

attestatВ предыдущей статье мы познакомили Вас с нашим рейтингом лучших и худших школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания-2013. ВНО является одним из самых объективных и важных показателей работы школы.
Однако не менее интересным критерием работы школ, на наш взгляд, является их объективность при оценивании своих учеников. Несмотря на довольно сложное понятие объективности, мы уже не первый год оцениваем школы по такому показателю, как разница среднего балла аттестата и среднего балла по ВНО.

Средний балл аттестата

Сразу оговоримся с нюансами: любой человек скажет, что средний балл аттестата должен быть выше среднего балла по ВНО. Логика простая – в аттестат идут такие предметы, как физкультура, Защита отечества (ДПЮ), кое-где музыка и т.д. Оценки по этим предметам редко опускаются ниже 7, поэтому и наличие их в аттестате автоматически повышает его средний балл. А тестирование сдают по достаточно сложным предметам школьной программы – украинский язык и литература, математика, физика, английский и т.п. К тому же, выпускник сдаёт не больше 4 предметов, а в аттестате их явно больше 10.
Скажем так, эти аргументы не лишены здравого смысла, как и следующие: школьное оценивание не является конкурсным, то есть, в классе, теоретически, может быть ситуация, когда все ученики получили годовую оценку 12 по математике, а на тестировании все 200 получить не могут – у кого-то обязательно будет 100, а у кого-то 200.

Аттестат и поступление в вуз

uchitelВ свою защиту приведём следующие соображения: во-первых, существуют чёткие критерии выставления школьных оценок по тому или иному предмету, поэтому, если человек на тестировании набирает 124 балла по математике (то есть, грубо говоря, решает 5 тестов из 30 заданий), навряд ли у него может быть оценка в аттестате даже 6. Во-вторых, тестирования каждый абитуриент для себя выбирает сам, исходя из желаемого ВУЗа и специальности. Соответственно, выпускник готовится к ним (иногда даже с 10 или 9 класса), прорешивает тесты прошлых лет и т.д., и т.п. Поэтому есть все основания считать, что несмотря на сложность сдаваемых предметов, абитуриент готов к ним гораздо лучше, чем к тем же школьным контрольным и экзаменам.
В общем, мораль этой преамбулы такова – делать выводы по этой части нашего рейтинга может каждый сам для себя. Мы же считаем, что та реальность, которая сложилась в наше время в школах, всего лишь находит своё количественное подтверждение в этом рейтинге: объективность школьного аттестата во многих школах стремительно падает. Это динамика изменения среднего балла аттестата по городу Харькову с 2008 по 2013 учебные годы. Смотрите сами:

Согласитесь, не очень совпадает с расхожим утверждением о падении уровня образования в стране и городе. Так может, дело в том, что дети умнеют, а учителя на них наговаривают, оправдывая свою некомпетентность?

Бездарные учителя и умные ученики?

Действительно, за то же самое время средний уровень квалификации учителей в городе не только не вырос, но и упал (График построен на основании материалов мониторинга качества образования НМПЦ).

krivaya2


Как же так получается? Всё более и более слабые учителя учат всё более и более талантливых детей? Оставим эти вопросы на размышление. (Если хотите узнать мою версию данной тенденции – уровень квалификации учителей, скорее всего, падает из-за того, что «старые кадры» уходят на пенсию, а в школу приходят молодые учителя. Вместе с тем, уровень квалификации не является прямой связью со способностью учителя работать с детьми – ведь молодой учитель должен несколько лет проработать даже без 2 категории, а потом получать эти самые категории потом и кровью, да ещё и через определённый пед.стаж. Но нет никакой гарантии того, что молодые учителя работают плохо или хуже учителей-методистов. algebraА вот рост среднего балла аттестата… Как говорят ведущие известной телевизионной передачи: «Не хотелось бы никого обидеть…». Но оценка в школе всё реже становится объективной оценкой уровня знаний. Как соучредитель репетиторской фирмы могу авторитетно об этом говорить – те дети, которые приходят с оценкой 8-9 по математике в школе зачастую не знают, как складывать дроби. Бывают и случаи занижения оценок, но это, как правило, исключения. Более того, любопытный факт – средний балл аттестата стали учитывать наравне с результатами ВНО с… 2010 года. Посмотрите на график средних баллов аттестата, и Вы пронаблюдаете любопытное совпадение!).

Худшие и лучшие школы Харькова по среднему баллу аттестата

Итак, перед нами 10 «худших» школ Харькова по средним баллам аттестата за 2012/2013 учебный год.

№ п/п Школа Район Тип школы Средний балл аттестата
1 № 175 Фрунзенский СШ 6,05
2 № 57 Ленинский ООШ 6,74
3 № 130 Октябрьский ООШ 7,02
4 № 63 Фрунзенский ООШ 7,10
5 № 121 Орджоникидзевский ООШ 7,30
6 № 30 Московский ООШ 7,44
7 № 125 Дзержинский ООШ 7,45
8 № 101 Фрунзенский ООШ 7,50
9 № 96 Киевский ООШ 7,50
10 № 98 Московский ООШ

7,50

Парадоксально, но факт: если взять аналогичную десятку по результатам ВНО, всего 2 совпадения: 57 и 121 школы. Причём, если взять 121 школу, то ВНО, в среднем, её выпускники сдали на 4 балла, а в аттестате у них средняя оценка – 7,3!!! Не слишком ли велика разница?
Идём дальше – ниже представлены 10 «лучших» школ по среднему баллу аттестата за 2012-2013 учебный год.

 

№ п/п   Школа  Район  Тип школы

Средний балл аттестата

1  № 46  Коминтерновский  Гимназия

10,98

 № 6  Дзержинский  Гимназия  10,66
 № 173  Коминтерновский  Лицей  10,59
 № 47  Дзержинский  Гимназия  10,56
 Харьковский коллегиум  Коминтерновский ООШ   10,51
 Харьковский университетский лицей  Городская сеть  Лицей  10,43
 № 82  Коминтерновский  Гимназия  10,41
 АШ Бойко  Дзержинский ООШ   10,36
 № 3  Московский СШ   10,20
10   НВК "Вересень"  Фрунзенский СШ  10,20

 Здесь результаты просто поражают. У лидера – 46 гимназии средний балл 10,98. Грубо говоря, - 11. Для тех, кто не в курсе, напомню, что у нас 12-балльная система оценивания знаний, то есть, в этой школе практически поголовно должны были выпуститься «недооценённые» золотые медалисты. Если учесть, что украинский язык и литературу от этой школы сдавало 82 человека (по данным УЦОКО), то мы получаем, что в ВУЗах страны должны учиться где-то 82 гения, которые практически идеально владеют всеми предметами: от физкультуры до химии, от математики до английского языка. ocenkaОстальные школы-лидеры тоже недалеко ушли: средний балл аттестата выше 10 вызывает большие сомнения, особенно после сравнения с результатами сдачи тестирования. Конечно, здесь пересечений больше – целых 5 школ находятся в «десятке» и там, и там, однако это далеко не показатель.

Какая разница?

Чтобы сравнить «объективность» школ, мы составляем ещё один рейтинг – разница между средними баллами аттестатов в школах и их показателями по сдаче ВНО в 2012-2013 учебном году. Чем разница меньше, тем, по идее, объективнее школа оценивает знания своих учащихся.

Школа   Район  Тип школы  Средний балл ВНО Средний балл аттестата  Разница 
 № 175  Фрунзенский  СШ  5,2  6,05  0,85
 ХФМЛ № 27  Городская сеть  Лицей  8,68  9,96  1,28
 № 160  Фрунзенский  ООШ  6,35  7,75  1,4
 № 130  Октябрьский  ООШ  5,42  7,02  1,6
 № 63  Фрунзенский  ООШ  5,27  7,10  1,83
 НУА  Киевский  СШ  7,24  9,17  1,93
 № 150  Дзержинский  ООШ  6,94  8,89  1,95
 № 96  Киевский  ООШ   5,55  7,50  1,95
 № 125  Дзержинский  ООШ  5,43  7,45  2,02

 

 Итак, как видим, для объективности совершенно необязательно, чтобы ученики сдали тестирование хорошо. Достаточно соответствующим образом оценивать их знания и в школе, что и доказала 175 школа Фрунзенского района. На втором месте идёт ХФМЛ № 27 (что неудивительно – первая школа рейтинга по результатам ВНО, а также школа, которая не попала в ТОП-10 по среднему баллу аттестата). Остальные результаты, в целом, показывают, что более объективными являются школы, которые ставят не очень высокие (по сравнению с остальными)  школьные оценки своим ученикам. Мы нисколько не призываем занижать школьные оценки, а просто напоминаем об элементарной логике – средний балл аттестата на то и средний, чтобы показывать срез знаний всех учащихся по всем предметам. Поэтому его приближение к 11 баллам из 12 наводит на различные «размышлизмы».

Объективность оценок

 Ниже приведены наиболее «необъективные», по нашему мнению, школы Харькова.

Самые "необъективные" школы

Школа  Район  Тип школы   Средний балл ВНО Средний балл аттестата  Разница 
 № 60  Коминтерновский  ООШ  5,23  9,82  4,59
 № 106  Дзержинский  ООШ  4,36  8,76  4,4
 № 97  Московский  ООШ  5,54  9,89  4,35
 № 77  Коминтерновский  СШ  5,48  9,83  4,35
 № 115  Октябрьский  ООШ  4,74  8,82  4,08
 Лицей "Шаалавим"  Коминтерновский  СШ  5,96  9,96  4
 № 94  Коминтерновский  ООШ  5,55  9,52  3,97
 № 113  Орджоникидзевский  ООШ  5,05  9,00  3,95
 № 91  Коминтерновский  ООШ  4,8  8,72  3,92

 

Как видим, здесь ситуация весьма «плачевная». В 60-ой школе разница между средним баллом аттестата и средним баллом по ВНО близка к 5 баллам. То есть, грубо говоря, дети знают чуть больше, чем на 5, а ставят им в школе практически 10…
То же самое касается и большинства других школ из этой части рейтинга.
В следующей статье мы проанализируем динамику изменения среднего балла аттестата и среднего балла по ВНО в Харькове за последние несколько лет.

Новости

Поздравляем всех посетителей нашего сайта с наступающими праздниками!От всего нашего коллектива желаем в Новом году свежих впечатлений, новых знаний, приятного...
Колектив Освітнього порталу "Внешколы" щиро вітає усіх освітян з Днем учителя! Шановні учителі, дякуємо Вам за вашу важливу і складну...

Топ-10

Постмайданное образование Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или...

© 2013-2016, All rights reserved. Образовательный портал "ВнеШколы"