Репетиторы и онлайн-ресурсы, ведущие подготовку к ВНО, начали разбор полетов
Недавно, 21 и 28 марта, абитуриенты проходили пробное ВНО по вступительным предметам основной сессии (стартует 24 апреля с экзамена по украинскому языку). Условия были очень близки к настоящим — опоздавших не пускали, у пришедших проверяли весь пакет документов, а списывающих выгоняли. После тестирования репетиторы и онлайн-ресурсы, ведущие подготовку к ВНО, начали разбор полетов.
МАТЕМАТИКА
Учителя отмечают, что базовый уровень пробного ВНО не сложнее, чем прошлогодний. Правда, появилось несколько заданий, которые могут вызвать затруднения у поступающих. "Например, в алгебре это — задание на исследование функций. Дело в том, что тема "Производная" в школьной программе изучается в конце года, и ей уделяется мало времени. Это могло дать школьникам ошибочное ощущение, что она не слишком важна. Кроме того, нужно повторить понятия сложных и простых процентов, а также задания на область допустимых значений, — объясняет учитель математики ОШ №255 Юрий Литвин. — Что касается углубленного уровня, то он достаточно серьезный, хотя нельзя сказать, что он не по плечу "хорошисту". Стоит уделить особое внимание комбинаторике (вводный раздел теории вероятности), так как в пробном ВНО такое задание было, а в некоторых школах этот раздел вообще опускается".
По словам других учителей, в пробном тестировании были задания по стереометрии (в прошлом году отсутствовали), зато задач по тригонометрии стало намного меньше. "Но это не повод пропускать тему. Повторите нахождение элементов трапеции и прямоугольника — в прошлые годы подобные задачи встречались часто", — говорит учитель математики Алексей Тревдовский.
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ
Пробное тестирование по истории Украины, по словам преподавателей, было не сложнее ВНО прошлого года. При этом многие отметили, что задания были построены на злобу дня, хоть самой близкой к нашему времени датой и был 1994 год. Большинство заданий были завязаны на патриотических мотивах, духовном воспитании. Много вопросов о Киевской Руси, принятии христианства, казачестве, восстаниях, гетьманщине, национально-освободительном движении и т. д. "Все они заставляют задуматься. Не было таких, которые оторваны от причинно-следственных связей. Среди заданий, которые вызывали затруднения у абитуриентов, — те, где по описанию события нужно было не только определить, к какому времени оно относится, но и вспомнить его участников и узнать, кто изображен на портрете", — рассказывает учитель-методист ОШ № 135 Людмила Таврова. Совет учителей в таком случае — не только читать и зубрить, но и искать визуализацию изученного материала: рассматривать карты, изображения ключевых личностей и пр. А еще — повторять материалы, которые пересекаются с украинской литературой.
ФИЗИКА
Учителя физики утверждают, что на пробном тестировании было несколько относительно сложных задач, на которых могли "посыпаться" средние и слабые ученики. Хотя для тех, кто хорошо готовился, сложностей не возникало. Тематика заданий была равномерной — затронуты почти все школьные темы. Чуть больше чем обычно было вопросов по механике — на колебания/волны. "Были задания по теме "Оптика" в задачах с несколькими вариантами ответов. При этом, в отличие от прошлогодних тестов, и геометрическая, и волновая оптика, а не одна из них. Были задания по электростатике. Причем задачи были совсем простые, но у абитуриентов они вызывали трудности. А все потому, что многие пренебрегли повторением — мол, тема легкая. Поэтому я бы советовал посмотреть закон Кулона, а также подучить тему напряженности и закон сохранения заряда. Нелишним будет повторить формулы и размерности физических величин. Последнее может стать палочкой-выручалочкой в задачах на соответствие", — советует Сергей Колебошин, директор Овидиопольского учебно-воспитательного комплекса-гимназии, эксперт по ВНО на образовательном портале osvita-online.com.ua. Учитель ОШ № 255 Юрий Литвин считает, что особое внимание, исходя из заданий пробного оценивания, нужно уделить молекулярной физике и термодинамике. Все преподаватели сходны в одном: задач, в которых можно было не знать, а угадать, практически не было.
ХИМИЯ
Учителя сразу ориентируют абитуриентов на повтор темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева". В пробных тестах встречались задания на определение типа химической связи и типа кристаллической решетки в химических соединениях, а также на преобразование схем окислительно-восстановительных реакций в уравнение методом электронного баланса. "Не исключено, что будут задачи, требующие знаний химических процессов в растворах. Или же нужно будет установить свойства основных классов органических и неорганических соединений. Возможно задание, в котором нужно дать название органическим веществам по современной химической номенклатуре. К тому же в пробном ВНО в этом году обратили особое внимание на знание свойств химических веществ, химические превращения. Следует отметить и качественные реакции для установления состава неорганических и органических веществ, традиционные названия химических веществ и минералов", — говорит учитель-репетитор Марьяна Гуменная.
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Преподаватели пришли к выводу, что сложных моментов в пробном ВНО по украинскому языку было несколько, причем львиная доля из них — именно в заданиях углубленного уровня. Многие репетиторы советуют обращать внимание на употребление числительных (они поданы в таком контексте, где легко допустить ошибку) и предлогов (сложные случаи перевода конструкций с их употреблением с русского языка). Кроме этого, уделяется большое значение знанию правил. "На пробном тестировании были задания, где нужно было не просто расставить знаки препинания в сложных предложениях, как в прошлогоднем тестировании (ученикам часто удается сделать это интуитивно), но еще и указать правило, которым они руководствовались", — рассказала преподаватель Киевского национального торгово-экономического университета Ирина Давидюк.
Репетиторы украинского языка и литературы Елена Росинская и Татьяна Кальченко обращают внимание, что в нынешнем пробном оценивании было много заданий на знание лексики, фразеологических оборотов и т. д. "В некоторых заданиях есть русизмы, которые запросто могут ввести в заблуждение. Предполагается наличие не только знания теории, но и практических навыков словоупотребления, а также языкового чутья", — говорят педагоги.
ЛИТЕРАТУРА. Все преподаватели отметили, что вопросы по украинской литературе сформулированы в рамках программы, но носят более конкретный характер и предусматривают умение анализировать тексты. Также учителя выделили вопросы, которых раньше в тестировании не было. "Я бы посоветовала, например, повторить тему о литературных объединениях конца ХХ в., так как на пробном тестировании задание, предполагающее знание этого материала, было", — говорит Росинская.
Кроме этого, отмечается, что достаточно сложной была и тема собственного высказывания. "Задание предусматривало глубокий анализ исторического и литературного материала. Например, "Власть многих или равноправие каждого: какой из этих способов организации власти должно выбрать общество?" отходит от привычного списка тем и имеет достаточно сложных моментов для 11-классников", — считает Ирина Давидюк. Чтобы успешно написать высказывание, преподаватели советуют абитуриентам составить текстовый каркас по темам "патриотизм", "духовное и материальное в нашей жизни", "важность знаний", "человеческие отношения (дружба, любовь и т. д.)". А затем подобрать примеры из истории и литературы, один-два эпиграфа, сформулировать тезисы, которые были бы универсальными для любого сочинения.
БИОЛОГИЯ
Сложность этого тестирования учителя оценивают как среднюю. Были темы, которые требуют углубленных знаний и по биологии, и по ботанике, и по микробиологии, хотя в оценивании прошлого года такого разнообразия не было. "В пробном ВНО были задания на строение клетки (установление количества клеток, которые образуются в результате деления и т.д.), вопросы по организменному уровню организации жизни (растения, животные, грибы, бактерии, человек). Это большой раздел, который нужно знать, как таблицу умножения. Зато в этом пробном ВНО было меньше вопросов по генетике", — рассказывает эксперт ВНО по биологии, кандидат биологических наук, доцент Владимир Немерцалов. Его коллеги считают, что желательно повторить темы, которые абитуриенты часто обделяют вниманием. Среди них — неклеточные формы жизни (вирусы и т.д.), надорганизменные уровни организации жизни и среда их обитания, а также историческое развитие мира органики.
Репетиторы предупреждают, что могут встретиться вопросы, которые не сразу понятны. "Например, задание о слюне сформулировано так, что без проблем с ним разберется только сильный ученик, который хорошо знает биологию. Поступающему со средней успеваемостью для ответа на такой вопрос потребуется гораздо больше времени".
ГЕОГРАФИЯ
У пробного тестирования-2015 много общего с тестами ВНО-2014. По словам репетиторов, большинство вопросов касалось программы 8—10 классов, меньше — 6-го и 7-го ("Общая география" и "География материков и океанов"). По-прежнему достаточное внимание (хоть и меньше, чем в прошлом году) уделялось географии Украины. При этом, чтобы правильно ответить на вопросы, потребовались более глубокие знания и логическое мышление. "Иногда в школьных учебниках некоторые моменты даны как бы вскользь, поэтому хорошо, если в дополнение абитуриент смотрит видео для подготовки к ВНО в сети и читает дополнительную литературу", — говорит репетитор Виктория Калюжная. Ее коллега Наталия Слеза советует будущим студентам качественнее готовиться к практическим заданиям. "Я бы обратила внимание поступающих на умение работать с графическими моделями (картами, рисунками, картосхемами, графиками вроде розы ветров или климатограмм) и т.д.", — сказала она.
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Преподаватели иностранных языков, которые вынесены на ВНО (английского, немецкого, французского и испанского) считают, что ничего принципиально нового на пробном ВНО в этом году не было. И только сокрушаются, что абитуриенты проявляют уровень знаний ниже, чем от них ожидают. "Как всегда, я советую обратить внимание на словарный запас и, пока есть время, выучить хотя бы школьный минимум. Из-за непонимания слов абитуриент может "проворонить" много баллов: он не поймет, о чем говорится в тексте и уж тем более не сможет написать ответы. Кроме этого, никому не помешает практика по временам и их согласованию", — говорит учитель английского языка Наталья Дюмина. Ее коллега, учитель французского Лилия Ткачук считает, что большой пробел у учеников, как правило, в сочинениях: "Даже если тема легкая, абитуриенты умудряются запутаться в изложении, структуре и логике подачи информации. В таком случае единственный выход — сделать план, который позволит соотносить тему с основной мыслью".
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пробное оценивание по русскому языку также не считается самым сложным. "Моя воспитанница, которая показывала хорошие результаты, принесла тетрадь с правильными ответами. Когда мы сопоставили их с "крестиками", которые она отметила в аттестационном центре, то вывод напрашивается один: задания поданы продуманно, но, к сожалению, допустить ошибку довольно легко. "Хитрые" вопросы, к примеру, касаются обособленных членов предложения, предложений с вводными словами. Масштабно затрагивается морфология, синтаксис (словосочетание, предложение). Из того, что рекомендовала бы повторить, — двусоставное простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, правописание (орфография, пунктуация)", — говорит учитель русского языка Альбина Савосина. По словам ее коллег, нужно поработать и над высказыванием: заранее сделать заготовки и шаблоны из цитат, высказываний и т.д. "Темы высказываний на пробном ВНО были средней сложности, хотя задуматься заставили. Может оказаться сложным вспомнить уместные цитаты и сделать правильный и логичный вывод", — говорит учитель Анна Терех.
Напоминаем, что все желающие абитуриенты Харькова и области могут зарегистрироваться на "Пробное тестирование ЗиГзаг", которое пройдет в эти выходные.
Источник: Сегодня.ua