Подготовка к ЗНО. География.
Конспект 36. Характеристика экономических районов: Столичный, Центральный и Причерноморский
Столичный экономический район
Включает Киевскую, Черниговскую и Житомирскую области. Площадь – 90,7 тыс. км2 (15%), население 7,1 млн. чел. (14,6%). Индустриально-аграрный район. Дает 13% промышленной продукции и 15% сельскохозяйственной продукции страны.
Специализация.
В районе развито машиностроение: станкостроение (Киев, Житомир), сельскохозяйственное (Киев, Белая Церковь, Житомир, Нежин, Прилуки), точное (Киев, Житомир, Чернигов, Полтава, Коростышев), транспортные средства – самолеты, речные и морские суда, мотоциклы производят в Киеве, автомобили – в Чернигове и Броварах. В легкой промышленности выделяется текстильная, обувная, трикотажная отрасли. В частности, льняная промышленность развита в Житомире, шелковая – Киеве, шерстяная – Чернигове, Коростышеве. Обувь производится в Киеве, Белой Церкви, Житомире, Прилуках, Чернигове, Бердичеве. Химическая промышленность района выпускает синтетические волокна, бытовые изделия, автомобильные шины. Развита, кроме областных центров, в Белой Церкви. Пищевая промышленность характеризуется высоким уровнем концентрации предприятий, продукция которых потребляется прежде всего в столице. В районе развиты все отрасли пищевой промышленности, ведущее место среди них занимает молочная и мясная. В составе промышленности стройматериалов – фарфорово-фаянсовая промышленность, включающая предприятия в Житомирской области – Барановке, Городницы и других центрах.
Сельское хозяйство высокопродуктивное. В его структуре преобладает выращивание зерновых культур, льна, сахарной свеклы, хмеля и картофеля. Животноводство специализируется на скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве. Высокопроизводительное производство мяса, молока, яиц существует в пригородной зоне г. Киева.
Транспортная система района представлена всеми видами транспорта, кроме морского. Железнодорожная и автомобильная сеть имеет четкую радиально-кольцевую структуру с центром в Киеве. Основные железные дороги пересекают район в широтном направлении. Крупные железнодорожные узлы – Киев, Фастов, Нежин, Бахмач. В Киеве есть аэропорты «Жуляны» и «Борисполь» ( крупнейший в Украине).
В Киеве находится много уникальных памятников духовной и материальной культуры. Среди них – Софиевский собор, Выдубицкий монастырь, Золотые ворота и Киево-Печерская Лавра (XI века), Андреевская церковь (XVIII века), Владимирский собор, оперный театр (XIX века), Златоверхий Михайловский собор (памятка XII в.), Киево-Могилянская академия и др.
Крупными хозяйственными и культурными центрами Столичного района является также областные центры Чернигов и Житомир. Белая Церковь – значительный промышленный центр, а Переяслав-Хмельницкий, Новгород-Северский, Нежин, Батурин – историко-культурные центры.
Проблемы и перспективы. В Столичном районе очень острой является проблема неравномерного развития областей. Киев как столица имеет самый высокий уровень развития, Житомирская, Киевская, Черниговская области имеют показатели развития ниже среднего по стране. Демографическая ситуация очень обостренная в Черниговской области. Одна из самых главных проблем района – ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Охрана вод Днепра от загрязнения сточными водами связана с хозяйственной деятельностью предприятий Киева и Чернигова и др.
Центральный экономический район
Состоит из Черкасской и Кировоградской областей. Площадь – 45,5 тыс. км2 (7,5%), население 2,5 млн. чел. (5,2%). Аграрный район. Дает 4% промышленной продукции и 9% сельскохозяйственной продукции Украины.
Специализация.
Машиностроение производит сельскохозяйственные орудия (Черкассы, Кировоград, Умань, Александрия), электроприборы (Александрия, Кировоград, Смела, Умань), полиграфическую технику (Александрия, Кировоград), автобусы (Черкассы). Химическая промышленность специализируется на выпуске минеральных удобрений, искусственных волокон и пластмасс, химреактивов (Черкассы, Кировоград). В районе развиты также шелковая промышленность (Черкассы), выплавка никеля (Побужское) и твердых сплавов (Светловодск). Пищевая промышленность производит сахар, масло, молочные и мясные продукты, консервы, муку икрупы и т.д. Распространена во многих городах, крупнейшие предприятия – в Черкассах, Кировограде, Смеле, Умани.
В районе выращивают озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свеклу, эфиромасличные культуры, подсолнечник, коноплю, кориандр. Ведущими отраслями животноводства являются мясомолочное скотоводство и свиноводство, также развивается овцеводство, кролиководство, шелководство, прудовое рыбоводство и птицеводство.
Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный и водный. В перевозках пассажиров и развитии АПК значительное место занимает автомобильный транспорт.
Областные центры Черкассы и Кировоград, а также г. Умань являются крупнейшими промышленными и культурно-образовательными центрами района. Канев, Корсунь-Шевченковский, Чигирин относятся к выдающимся историко-культурным ячейкам государства.
Проблемы и перспективы. Низкий уровень промышленного развития областей, особенно Кировоградской. Важными являются экологические проблемы – сохранение и повышение плодородности почв, борьба с эрозией земель, предотвращение затопления территорий, особенно вблизи Кременчугского водохранилища.
Причерноморский экономический район
Состоит из Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Автономной Республики Крым. Площадь – 113,4 тыс. км2 (19%), население 7,3 млн. чел. (15%). Индустриально-аграрный район. Дает 12% промышленной продукции и 17% сельскохозяйственной продукции страны.
Специализация.
Машиностроение представлено судостроением (Николаев, Керчь, Херсон, Феодосия), производством сельскохозяйственных машин и запчастей к ним (Одесса, Херсон, Симферополь), изготовлением электроприборов и электрооборудования (Симферополь, Новая Каховка, Одесса). Развита пищевая промышленность: мясная (Одесса, Херсон, Николаев, Первомайск, Вознесенск, Симферополь), молочная (Балта, Одесса, Севастополь, плодоконсервная - Измаил, Джанкой и Херсон), винодельная (Феодосия, Алушта, Судак, Массандра, Одесса, Коблево, Херсон). Рыбная промышленность развита на побережье Черного и Азовского морей (Одесса, Севастополь, Керчь, Килия, Очаков). В районе есть эфиромасличная промышленность, которая развивается на местном сырье. Развита также легкая промышленность: хлопчатобумажная (Херсон), джутовая (Одесса), шерстяная (Одесса, Татарбунары), швейная.
Сельское хозяйство характеризуется производством зерна, подсолнечника, овощей, винограда, эфирномасличных и бахчевых культур. Среди зерновых распространены пшеница, кукуруза и рис. Виноградников больше всего в юго-западной части Одесской области и в Крыму, а садов – в Приднестровье, Приднепровье и в предгорьях Крыма. Основные отрасли животноводства – скотоводство, свиноводство, овцеводство, шелководство и птицеводство.
Причерноморский район имеет мощный рекреационный комплекс. Крупнейшие центры отдыха населения на южном берегу Крым (Ялта, Алушта, Алупка, Гурзуф, Судак), а также Евпатория, Саки, Одесса, Затока, Коблево, Скадовск.
Развиты все виды транспорта. Речной (по Днепру и Дунаю) и морской транспорт используются, помимо внутрирайонных, и для международных перевозок. В районе - 15 крупных морских портов, крупнейшие – Одесса, Ильичевск, Южный, Николаев, Херсон, Керчь. Они обслуживают внешнюю торговлю Украине и транзитные перевозки грузов из России и Молдовы. От портов и курортных центров в другие регионы Украины расходятся важные железнодорожные и автомобильные пути. Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводами из России в Херсон и Одессу, нововыстроенным нефтепроводом Одесса – Броды, рядом магистральных (Шебелинка – Одесса) и местных газопроводов.
Крупнейшими городами района является Одесса, Николаев, Херсон, Симферополь, Севастополь (многофункциональные центры – административные, промышленные, транспортные, культурно-образовательные, научные), а также Керчь и Евпатория. Известными историко-культурными центрами, кроме названных выше городов, являются Белгород-Днестровский, Бахчисарай, Судак, Феодосия, Алупка, Ливадия и др. Южные и крымские города стали местами проведения ежегодных культурных фестивалей – Ялта, Новая Каховка и др.
Проблемы и перспективы. Самой большой проблемой района является сохранение природных ландшафтов территории. Размещение больших военно-воздушных и морских баз в курортных городах негативно отражается на окружающей среде. Из-за несовершенной дренажной системы, чрезмерное использование воды происходит засоление орошаемых земель, их заболачивание. Кроме того, окружающую среду загрязняют химические предприятия.
Онлайн-тест подготовки к ЗНО по географии №37 "Причерноморский, Столичный, Центральный районы"