Войти

Авторизация

Имя пользователя
Пароль *
Запомнить меня

Краткий конспект подготовки к ЗНО по географии №8 "Решение географических задач"

Подготовка к ЗНО. География.
Конспект 8. Решение географических задач


Работа с картой. Масштаб

длины меридиана = 111,1 км ≈ 111 км
1° дуги экватора (0° ш) = 111,3 км ≈ 111км. Длинна экватора ≈ 40 тис. км
1 га = 10 000 м2 = 100 ар
1 ар = 100 м² = 0,01 га

Пример: Определите протяженность Африки с севера на юг, если координаты ее крайних точек 32°с.ш. и 35°ю.ш.
Решение: Находим разницу координат крайних точек (сумму в случае, если крайние точки материка расположены в разных полушариях),                   35° + 32° = 67°. Один градус дуги меридиана равен 111 км, поэтому 67° • 111 км = 7437 км.

 

Пример: Рассчитайте расстояние между городами А и Б в сантиметрах на карте масштаба 1:50 000, если на карте масштаба 1:200 000 оно равно 2 см.
Решение: На карте масштаба 1 : 200 000 (в 1 см 2 км) реальное расстояние между городами равно 4 км (2 см • 2 км). Значит, на карте масштаба           1 : 50 000 (в 1 см 500 м), оно будет равно 8 км (4 км / 0,5 км).

 

Климатические показатели

При поднятии на 1 км высоты температура воздуха в тропосфере падает на 6°С.
Разница между максимальным и минимальным значениями температуры воздуха называется амплитудой температур.
Давление атмосферы на каждые 100 м высоты снижается на 10 мм. рт. ст.
Нормальное атмосферное давление (0 м над уровнем моря) = 760 мм. рт.ст.
Альбедо = отраженная / поглощенная солнечная радиация • 100%
Коэффициент увлажнения = количество осадков (мм) / величина испарения (мм).

Пример: Рассчитайте температуру на вершине горы, высота которой 6500 м, если у ее подножия, на уровне моря, температура       составляет +22°.
Решение: Поскольку на каждый километр высоты температура воздуха падает на 6°, тогда 6,5 км • 6° = 39° (величина перепада температуры между подножием горы и ее вершиной). Следовательно, +22° ‒ 39° = ‒ 17° ‒ температура на вершине горы.


Гидрологические показатели

Уклон реки = падение реки / длина реки.
Падение реки = высота истока ‒ высота устья.
Речной сток = расход воды (в м³ • время (измеряется в сек.)
Расход воды = поперечное сечение реки (ширина русла • среднюю глубину) • скорость течения.

Пример: Рассчитайте уклон реки, если ее длина равна 50 км, высота истока – 150 м, высота устья – 100 м.
Решение: Находим падение реки, 150 м ‒ 100 м = 50 м. Находим уклон реки, 50 м / 50 км = 1 м/км.


Задачи на определение разницы во времени

Всего земная окружность 360 º = 24 часа (соответственно 24 часовых пояса).
15 º = 1 час (1 часовой пояс).
1 º = 4 минуты.

Пример: Определить разницу поясного и местного времени между Киевом и Пекином.
Решение: Разницу поясного времени можно определить с помощью карты часовых поясов. Киев расположен во втором поясе, в то время как Пекин в 8. Значит разница поясного времени между ними составляет 6 часов. Находим разницу местного времени. Определяем долготу Киева и Пекина и разницу между ними, 116° в.д. (Пекин) ‒ 30° в.д. (Киев) = 86°. Находим разницу во времени, 86° / 15° = 5 часов + 11° в остатке (11° • 4 минуты = 44 минуты). Получается, разница местного времени между Киевом и Пекином составляет 5 часов 44 минуты.

 

Задачи на определение температур в недрах Земли

До 20 м в толще геологических пластов температура постоянна.
На больших глубинах t повышается на 3°С на каждые 100 м.

 

Задачи на определение высоты Солнца на местности

Высота Солнца над горизонтом в полдень: λ = 90° – φ ± δ.
φ (фи) – географическая широта объекта;
δ (дельта) – солнечное склонение;
Склонение δ в дни равноденствия составляет 0 º, в день летнего солнцестояния +23º27', в день зимнего солнцестояния – 23º27'.

 

Задачи по социально-экономической географии

Ресурсообеспеченность (на годы) = запаси / добича;
Ресурсообезпеченность (на душу населения) = запаси / количество населения.
Грузооборот = объем перевозок • расстояние;
Пассажирооборот = количество перевезенных пассажиров • расстояние.
Плотность населения = количество населения / площадь;
Природный прирост = количество родившихся – количество умерших.
Сальдо миграции = количество иммигрантов – количество эмигрантов.
Уровень безроботицы = количество безработных / трудовые ресурсы • 100%
Трудовые ресурсы = занятое население + безработные.

Пример: Рассчитайте ресурсообеспеченность Украины бурым углем, если ежегодная добыча составляет 10 млн. т, а запасы – 3,3 млрд.
Решение: Ресурсообеспеченность бурым углем, 3,3 млрд. т / 10 млн. т = 330 лет.

 

Пример: Рассчитайте плотность населения Харьковской области, если ее площадь составляет 31,4 тыс. км², а население – 2738 тыс. чел.
Решение: Плотность населения области, 2738 тыс. чел / 31,4 тыс. км² = 87,2 чел/км².

 

Пример: Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 15 млн. чел., а безработных – 1,5 млн.
Решение: Находим уровень безработицы, 1,5 млн / 15 млн • 100% = 10 %.

 

Пример: Рассчитайте количество населения в стране на конец года, если на начало года в стране проживало 100 млн. чел., а показатели движения населения были следующими: коэффициент рождаемости ‒ 30‰, смертности ‒ 18‰, эмиграции ‒ 3‰ и иммиграции ‒ 1‰.
Решение: Важно помнить, что коэффициент (‰) является показателем на 1000 жителей. Тогда, общий прирост населения будет 30 ‒ 18 ‒ 3 + 1 = +10‰. Значит, прирост населения составил (100 млн / 1000 чел) • 10 = 1 млн. чел. На конец года количество населения составит 101 млн. чел (100 млн + 1 млн).

 Online-тест подготовки к ЗНО по географии №9 "Решение географических задач" 

Новости

Колектив Освітнього порталу "Внешколы" щиро вітає усіх освітян з Днем учителя! Шановні учителі, дякуємо Вам за вашу важливу і складну...
С праздником Первого сентября, Днем знаний!Уважаемые ученики, абитуриенты, учителя, преподаватели и все-все, кто стремится к знаниям, мы желаем Вам успехов...

Топ-10

Постмайданное образование Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или...

© 2013-2016, All rights reserved. Образовательный портал "ВнеШколы"