Войти

Авторизация

Имя пользователя
Пароль *
Запомнить меня

Краткий конспект подготовки к ЗНО по биологии №50 "Основы эволюционного учения"

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 50. Основы эволюционного учения

 

Эволюция – исторический процесс приспособительного развития жизни, сопровождающийся прогрессивным усложнением организмов, реже – упрощением их организации, что приводит к возникновению огромного многообразия органического мира.
Филогенез – историческое развитие мира живых организмов, как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов.
Филогенетические ряды − ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.
Ламаркизм. Ж.-Б. Ламарк сформулировал положение об эволюционном развитии: жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел из веществ неживой природы и далее идёт по пути прогрессивного усложнения. Считал, что существует некий изначальный закон внутреннего стремления организмов к совершенствованию. Закон упражнения и неупражнения органов: упражняемые органы растут, не упражняемые упрощаются и исчезают, причём изменения наследуются.
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). По современной трактовке: в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей.
Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ):
1. Материалом для эволюции служат наследственные изменения – мутации и их комбинации.
2. Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор, возникающий на основе борьбы за существование.
3. Наименьшей единицей эволюции является популяция.
4. Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т. е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.
5. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.
6. Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц – подвидов и популяций.
7. Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»),
8. Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Согласно синтетической теории эволюции, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюции. Иными словами, для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции.
9. Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилетическое происхождение.
10. Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.
Макроэволюция – эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне: роды, семейства, отряды, классы, типы.
Макроэволюция – это процесс формирования крупных систе матических групп (тип, класс, отряд).
Дивергенция – расхождение признаков внутри вида, которое приводит к образованию новых группировок особей.
Конвергенция – приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп.
Параллелизм – эволюционное развитие генетически близких групп, заключающееся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков.

Гомологичные органы – органы, соответствующие друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых ими функций.
Аналогичные органы – органы, выполняющие однородные функции, но не имеющие сходного плана строения и происхождения.

Ароморфоз – повышение уровня организации живых организмов.
Идиоадаптация (аллогенез) – приспособление живых организмов к условиям окружающей среды без принципиальной перестройки их биологической организации.
Дегенерация (катагенез) – упрощение уровня организации живых организмов, ведущее к биологическому регрессу.

Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени.
Биологический прогресс – возрастание приспособленности организмов к окружающей среде:

1. увеличение численности особей;

2. расширение ареала;

3. прогрессивная дифференциация – увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон.
Биологический регресс – явление, противоположное биологическому прогрессу. Характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы.
Естественный отбор – основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
Теория прерывистого равновесия (пунктуализм) – эволюционная теория, утверждающая, что эволюция существ, размножающихся половым путём, происходит скачками, перемежающимися с длительными периодами, в которых не происходит существенных изменений.
Сальтационизм – группа эволюционных теорий, по которым видообразование происходит очень быстро – в течение нескольких поколений. Процесс связан с появлением новых особей, резко отличающихся и репродуктивно изолированных от представителей родительского вида.
Неокатастрофизм – совокупность эволюционных концепций о внезапных вмешательствах в процессы эволюции различных факторов, приводящих к быстрым крупным преобразованиям в органическом мире.
Гипотеза адаптивного компромисса: оптимизация реальных биосистем возможна лишь как нахождение компромисса между противоречивыми требованиями оптимизации различных параметров для выживания.

Онлайн-тест подготовки к ЗНО по биологии №50 "Основы эволюционного учения"

Новости

Колектив Освітнього порталу "Внешколы" щиро вітає усіх освітян з Днем учителя! Шановні учителі, дякуємо Вам за вашу важливу і складну...
С праздником Первого сентября, Днем знаний!Уважаемые ученики, абитуриенты, учителя, преподаватели и все-все, кто стремится к знаниям, мы желаем Вам успехов...

Топ-10

Постмайданное образование Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или...

© 2013-2016, All rights reserved. Образовательный портал "ВнеШколы"