Войти

Авторизация

Имя пользователя
Пароль *
Запомнить меня

Краткий конспект подготовки к ЗНО по биологии №26 "Эндокринная система. Кровеносная система. Дыхательная система"

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 26.Эндокринная система. Кровеносная система. Дыхательная система

 

Эндокринная система

Эндокринная система – система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов.
Железы внутренней секреции или эндокринные железы – железы, вырабатывающие гормоны.
Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами, а также некоторыми органами экзокринной системы.

Химическая природа гормонов:
1. пептидные и белковые (инсулин, соматотропин, пролактин и др),
2. производные аминокислот (адреналин, норадреналин, тироксин, трииодтиронин),
3. стероидные (гормоны половых желез и коры надпочечников).

  Эндокринные нарушения связаны либо с усиленной (по сравнению с нормой) деятельностью железы – гиперфункцией, либо с пониженной деятельностью железы – гипофункцией.
Гипоталамус координирует и регулирует работу всей эндокринной системы. Поджелудочная и половые железы являются железами смешанной секреции, так как кроме гормонов они вырабатывают секреты, поступающие по выводным протокам.

Эндокринная железа

Вырабатываемые гормоны

 Поджелудочная

 инсулин, глюкагон, соматостатин

 Щитовидная

 трийодтиронин, тироксин

 Паращитовидная

 паратгормон

 Надпочечники

 адреналин, норадреналин

 Половые

 андрогены, эстрогены

 Эпифиз

 мелатонин

 Гипофиз

 тропные гормоны, вазопрессин,  окситоцин и др.

 

Пищеварительная система

Пищеварительная система человека осуществляет переваривание пищи (путём её физической и химической обработки), всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в кровь и лимфу и выведение непереработанных остатков.
Органы ротовой полости: губы; щеки; десны; зубы; язык; твердое и мягкое небо; миндалины. В полость рта открываются выводные протоки больших слюнных желез.
Глотка – мышечный орган, соединяющий ротовую полость с пищеводом и носовую полость с гортанью.Глотка делится на три части: носоглотку, ротоглотку игортанную часть.
Пищевод представляет собой мышечную трубку длиной около 25 см. Открывается в желудок. Мышечная оболочка в верхней трети состоит изпоперечнополосатых мышц, ав нижней трети  только из гладких мышц. Основная функция – проведение пищевого комка в желудок.
Желудок – единственная расширенная часть пищеварительной трубки. Различают вход (кардиальная часть), дно, тело и выход (привратник). При входе и выходе имеются кольцевые мышцы-замыкатели (сфинктеры). Функции: механическая обработка пищи за счет перемешивания, временное хранение и химическая обработка пищи и частичное всасывание. Желудочный сок имеет кислую среду (pН 2).
Тонкий кишечник – делится на: двенадцатиперстную кишку, тощую и подвздошную кишку. Характерной особенностью является наличие ворсинок, образованных слизистой оболочкой. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки поджелудочной железы и желчного пузыря.
Толстый кишечник состоит из слепой кишки с червеобразным отростком, ободочной и прямой кишки. Функции: всасывание воды и формирование каловых масс.

 

Кровеносная система

Кровь – внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Ее объем составляет 4,5–6 л. Состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма крови содержит 90–92% воды и 8–10% сухого вещества. Функции: 1) питательную; 2) дыхательную; 3) транспорт гормонов от желез внутренней секреции к органам (гуморальная регуляция); 4) транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения; 5) защитную; 6) терморегуляторную; 7) механическую; 8) гомеостатическую.
Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Эритроциты – красные безъядерные клетки крови, имеющие форму двояковогнутых дисков. Основная функция – транспорт кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. Содержат дыхательный пигмент – гемоглобин.
Лейкоциты – бесцветные клетки, не имеющие постоянной формы и способные к амебоидному движению. Имеют ядро. Функция: осуществление иммунитета – защиты организма от инородных тел и веществ, которые несут генетически чужеродную информацию.
Тромбоциты (кровяные пластинки) – плоские, безъядерные, мелкие клетки крови. Функция – участие в свертывании крови.
Свертывание крови – это защитная реакция организма, направленная на предотвращение потери крови из поврежденных сосудов.
Кровообращение – это движение крови по сосудам, обеспечивающее обмен веществ между всеми тканями организма и внешней средой. Система органов кровообращения включает сердце и кровеносные сосуды. Сосуды, по которым кровь от сердца разносится к тканям и органам, называют артериями, а те, по которым кровь доставляется к сердцу, – венами. В тканях и органах тонкие артерии (артериолы) и вены (венулы) соединены между собой густой сетью кровеносных капилляров.
Сердце человека четырехкамерное. Каждая его половина подразделяется на две камеры – предсердие и желудочек.В левой половине сердца располагается двустворчатый клапан, в правой – трехстворчатый.

Группы крови системы AB0. Агглютинация (склеивание эритроцитов при переливании донорской крови) происходите том случае, когда эритроциты донора встречаются с одноименными агглютининами реципиента. Группы: I (0) – эритроциты не содержат ни А-, ни В-агглютиногенов, а в плазме имеются два вида агглютининов – а и b; II (А) – в эритроцитах имеется агглютиноген A, в плазме – агглютинин b; III (В) – соответственно агтлютиноген B и агглютинина; IV(AB) – в эритроцитах имеются агглютиногены A иВ, агглютинины отсутствуют.
Резус-фактор (Rh) обнаружен у 85% людей (резус-положительная кровь, Rh+), 15% населения планеты имеют резус-отрицательную кровь, Rh-.
Лимфа – полупрозрачная жидкость желтоватого цвета, циркулирующая по лимфатическим сосудам. Состав лимфы близок к составу плазмы крови.

 

Дыхательная система

Дыхание – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение во внешнюю среду углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, расходуемой в процессе жизнедеятельности (клеточное, или тканевое, дыхание).
Воздухоносные пути начинаются носовой полостью, затем следуют носоглотка, гортань, трахея и бронхи. Бронхи ветвятся на–бронхиолы, и в результате формируется бронхиальное дерево. Концы бронхиол образуют расширения – альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания в форме полушарий – легочные пузырьки, или альвеолы. Стенки альвеол оплетены густой сетью кровеносных капилляров.
Легкие – парные губчатые органы, образованные бронхами, бронхиолами и альвеолами. Правое легкое разделено на три доли, а левое – на две.
Легочная вентиляция осуществляется с помощью межреберных мышц и диафрагмы.


Дыхательный объем – объем воздуха, который вды¬хает и выдыхает человек во время спокойного дыхания.
Резервный объем выдоха – максимальный объем воздуха, который человек дополнительно может выдохнуть с уровня спокойного выдоха.
Остаточный объем – объем воздуха, который остается в легких после максимального выдоха.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – наибольший объем воздуха, который человек способен выдохнуть после сильного вдоха.
Движущей силой газообмена является разность в содержании и, как следствие, парциальном давлении газов в клетках тканей и капиллярах.
Дыхание регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. Увеличение в крови углекислого газа повышает возбудимость центра вдоха.
Защитные дыхательные рефлексы – чихание и кашель.

Онлайн-тест подготовки к ЗНО по биологии №26 "Эндокринная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы"

Новости

Колектив Освітнього порталу "Внешколы" щиро вітає усіх освітян з Днем учителя! Шановні учителі, дякуємо Вам за вашу важливу і складну...
С праздником Первого сентября, Днем знаний!Уважаемые ученики, абитуриенты, учителя, преподаватели и все-все, кто стремится к знаниям, мы желаем Вам успехов...

Топ-10

Постмайданное образование Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или...

© 2013-2016, All rights reserved. Образовательный портал "ВнеШколы"