Войти

Авторизация

Имя пользователя
Пароль *
Запомнить меня

Онлайн-урок №11 "Решение текстовых задач."

Онлайн-урок №11 "Иррациональные уравнения и неравенства."

17.12.2015 в 18.30

info math

Конспекты к уроку:

Конспект 12-13. Решение текстовых задач

 

Решение любой текстовой задачи состоит из трех этапов:
1) Анализ условия и обозначения величин.
2) Составление модели (уравнений).
3) Решение полученного уравнения (системы уравнений) и получение ответа на вопрос (вопросы) в условии.

 

Решение задач на пропорции

 

Решение таких задач основано на понятии пропорции и ее свойствах, которые рассмотрены ранее.
Пример: известно, что с одного гектара фермер собирает 3,5 тонны зерна. Какова площадь поля, если фермер собрал 27 тонн зерна?
Решение: нужно обозначить искомую величину за x и составить пропорцию: 1/3,5 = x/27 ⇔ x = 27/3,5 = 270/35 = 54/7 = 7 5/7 (га).
Ответ: 7{5/7} (га).

 

Решение задач на проценты

 

Выделяют три типа задач на проценты:
1) Найти, чему равен процент от числа. 
2) Пусть задано число A и нужно найти x% от него. Решение: x%(A)= {A/100}*x.
3) Найти, какой процент от числа составляет данное число.
Пусть заданы числа A и B, требуется определить, сколько процентов число B составляет от числа A. Решение: нужно обозначить искомый процент за x и составить пропорцию A/100 = B/x ⇔ x = {100*B}/A.
Найти число, зная, чему равен его процент. 
Пусть задано число a, которое составляет x% от некоторого числа A, которое требуется найти. Решение: A = {a/x}*100 .
Пример: Первоначальная стоимость единицы продукции равнялась 75 грн. В течение первого года производства она повысилась на некоторое число процентов, а в течение второго года снизилась (по отношению к повышенной стоимости) на такое же число процентов, в результате чего она стала равна 72 грн. Определите проценты повышения и понижения стоимости единицы продукции.
Решение: нужно обозначить искомый процент за x, тогда в результате повышения цена составит: 75 + {75/100}*x = 75+0,75x. После понижения: (75+0,75x) - {(75+0,75x)/100}*x = 75+0,75x-(0,75+0,0075x)*x = 75+0,75x-0,75x-0,0075x^2 = 720,0075x^2 = 3x^2 = 3/0,0075 = 400x = 20.
Ответ: цена изменялась на 20%


Решение задач на смеси, растворы и сплавы

 

Решение основывается на формуле: con-1213-13, где K – процент вещества в растворе/смеси/сплаве; m – масса/объем вещества; M – масса/объем всей смеси/сплава/раствора. Принцип решения следующий:
1) Определить массу/объем всех смесей, о которых идет речь в задаче.
2) Определить массу/объем дополнительного вещества во всех смесях, о которых идет речь в задаче.
3) Определить процентное содержание дополнительного вещества во всех смесях, о которых идет речь в задаче.
4) Выбрать удобную величину и обозначить ее за x, а остальные величины выразить через x по формуле K=m/M•100%.
5) Получить ответ, решив уравнение или систему.
Пример: Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора того же вещества. Сколько процентов составляет концентрация полученного раствора?
Решение: для удобства можно составить таблицу:

 

  Объем раствора Объем вещества Процентное содержание

Раствор 1

4 л  con-1213-017  15%
Раствор 2 6 л   con-1213-018  25%
Раствор 3  con-1213-019  con-1213-020  con-1213-21 con-1213-22

 

В таблице красным обозначены первичные расчеты по данным условия; зеленым – расчеты по данным, полученным в результате первичных расчетов. После того, как все возможные данные вычислены, искомый процент обозначен за x, составлена пропорция и получен ответ (выделено синим цветом).
Ответ: 21%.

 

Решение задач на движение

 

Можно выделить несколько типов наиболее распространенных задач на движение:
1) Движение по воде;
2) Движение по окружности;
3) Движение по прямой.
Здесь важно знать формулу равномерного движения: con-1213-23, где S – пройденный путь, V – скорость, t – время движения.
Пример: Расстояние между городами А и В 720 км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов после выхода пассажирского поезда эти поезда встретятся?
Решение: за два часа скорый поезд проехал 80*2=160 км, значит расстояние между поездами к этому моменту стало 720-160=560 км. С этого момента поезда сближаются со скоростью 60+80=140 км/ч. Найдем время, через которое они встретятся: con-1213-30 часа.
Ответ: 4 ч.

 

Решение задач на работу

 

В задачах на совместную работу весь объем работы, как правило, принимается за единицу. 
Продуктивность (производительность, скорость) труда – это объем работы, который может быть выполнен в единицу времени. 
Решение основано на формуле: con-1213-31, где A – весь объем работы, t – время, за которое выполнена вся работа, V – продуктивность труда.
Пример: Каждый из двух рабочих одинаковой квалификации может выполнить заказ за 15 часов. Через 3 часа после того, как один из них приступил к выполнению заказа, к нему присоединился второй рабочий, и работу над заказом они довели до конца уже вместе. Сколько часов потребовалось на выполнение всего заказа?
Решение: объем работы нужно принять за единицу. Тогда производительность труда каждого рабочего составляет: con-1213-32. Пусть время совместной работы x, при этом несложно догадаться, что совместная продуктивность труда равна суммарной продуктивности двух рабочих. 
Согласно формуле: con-1213-33 часов. Рабочие вместе работали 6 часов, кроме того первый работал еще три часа. Так, на выполнение заказа ушло 3+6=9 часов.
Ответ: 9 ч.

Тесты к уроку:

Онлайн-тест подготовки к ЗНО по математике №12 "Текстовые задачи"

Онлайн-тест подготовки к ЗНО по математике №13 "Текстовые задачи"

Полезные ссылки:

Решение текстовых задач.

Новости

Поздравляем всех посетителей нашего сайта с наступающими праздниками!От всего нашего коллектива желаем в Новом году свежих впечатлений, новых знаний, приятного...
Колектив Освітнього порталу "Внешколы" щиро вітає усіх освітян з Днем учителя! Шановні учителі, дякуємо Вам за вашу важливу і складну...

Топ-10

Постмайданное образование Вот уже в четвёртый раз мы составляем рейтинг школ Харькова по результатам сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО или...

© 2013-2018, All rights reserved. Образовательный портал "ВнеШколы"